О проектировании и архитектуре - Блог компании "МАЙ АРХИТЕКТС"

Почему мы любим создавать общественные интерьеры?

Время чтения ориентировочно составит 7 минут.

Если при обустройстве жилого помещения ещё возможно сэкономить и обойтись без архитектора и дизайнера, то при проектировании общественных пространств без этих специалистов велик риск попасть на нешуточные штрафы или испортить репутацию организации. К этим объектам предъявляются определенные требования. Существуют нормы и порядок их строительства, перепланировки и обустройства, требования пожарной и санитарной служб. Существуют также не менее серьезные законы рынка: общественные пространства постоянно конкурируют между собой за внимание посетителей.

В дизайне общественных интерьеров ключевую роль играет функциональное назначение пространства. Интерьер формирует мнение об организации и отражает её специфику. Под неё подстраиваются планировочные и стилистические решения, выбор отделочных материалов и мебели. Кто сумеет учесть в дизайн-проекте все потребности посетителей и вдохновить интерьером сотрудников, тот и окажется в плюсе.

Одним словом, проектирование общественных интерьеров имеет свои особенности, и мы очень любим такие объекты. Почему? Рассказывает ведущий архитектор архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» Елизавета БАРАНОВА.
Елизавета БАРАНОВА, ведущий архитектор архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС»
Елизавета БАРАНОВА, ведущий архитектор архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС»

Общественный интерьер: дизайн для людей

У понятия «общественное пространство» много различных ответвлений, начиная от офисов и коворкингов, заканчивая ресторанами, аэропортами, стадионами и библиотеками. В некоторых случаях к этой категории могут быть отнесены и жилые помещения. Например, если мы проектируем гостиничные номера или типовые интерьерные решения для жилых комплексов, которые затем застройщики презентуют покупателям.

Наше бюро выполняет дизайн-проекты типовой отделки квартир как в премиум сегменте, так и в эконом классе. Понятно, что мы в этих проектах сильно ограничены рамками сметы. Когда дома планируется сдавать с отделкой, дизайн идёт по накатанной – выбираются проверенные и надёжные интерьерные решения для каждого ценового сегмента и разрабатываются в соответствии с выделенными средствами, вписываясь в объемно-планировочную структуру здания.
Проект дизайн офиса архитектурное бюро Май Архитектс
Что же касается всего остального спектра общественных интерьеров, здесь мы уже можем говорить о творческом подходе и авторском стиле. Перед архитектором ставится задача разработать зрелищное пространство с оригинальной концепцией, которое будет привлекать внимание людей, вызывать определенные эмоции и помогать в выстраивании коммуникации между клиентами и работниками организации.

Архитектура и интерьер в данном случае призваны обеспечить нормальную работу всех функциональных процессов. А они, в свою очередь, зависят от характера и времени пребывания людей в проектируемом пространстве.

Для архитектора самой главной является задача в стилистических и пространственных решениях выразить идею и дух именно той компании, для которой разрабатывается интерьер. Сегодня мы создаем удобное, эстетически приятное, функциональное и безопасное пространство для работы, а завтра – для учёбы, лечения или занятий спортом. Один проект описывает внутреннее убранство ресторана или кафе, а другой создается для банка или торгового центра.
Самое интересное в проектировании общественных пространств

Интереснее всего разрабатывать объект от концепции до стадии завершения строительных работ. Сначала есть только запрос на дизайн общественного пространства. В нём ещё ничего не решено. И мы совместно с заказчиком начинаем продумывать, каким образом будет существовать этот объект изнутри, что это будет за среда, как в ней будут себя чувствовать люди, какой должна быть атмосфера места.

Чаще всего с нами в связке работают другие специалисты. Например, при проектировании торговых центров архитектор занимается планировками и дизайном внутренних помещений, а для моделирования покупательских маршрутов приглашаются маркетологи.

Образ складывается постепенно, словно клубок, наматывается слой за слоем. Первый шаг — это зонирование. На плане показываем заказчику, как собираемся разделить пространство проекта, объем помещения, какие требования необходимо соблюсти в планировочных решениях. Потом уходим в отделку, выбираем материалы. Также в процессе работы над дизайном могут подбираются все предметы интерьера, до мельчайшей детализации. То есть мы передаем клиенту полностью разработанный и укомплектованный проект общественного интерьера с указанием артикулов мебели, светильников, материалов. Заходи на сайты магазинов, покупай и делай.
Дизайн офиса архитектурное бюро Май Архитектс
Если заказчик ответственный и имеет опыт реализации подобных объектов, он может самостоятельно довести стройку до ума своими силами. Но мы всегда рекомендуем заказчику реализовывать проект с дальнейшим авторским надзором. Это гарантия, что задуманное воплотится в реальность точь-в-точь как в проекте и на визуализациях.

Лично я очень люблю находиться на стройке. Получаю от этого процесса удовольствие, особенно когда конечные элементы завершаются в интерьере, монтируется свет расставляются элементы декора. Это же самая романтика для нас! Ты видишь результат своей работы.
Размер не имеет значения

Мы, как архитекторы и дизайнеры, всё измеряем квадратными метрами. Не только потому, что от их количества зависит наш заработок. Когда я начинаю работать над проектом, я представляю себя на месте человека, который в нём находится. Захожу внутрь этого пространства. Что я там вижу? Чем можно дополнить картинку? Или, может быть, наоборот, стоит убрать из проекта что-то лишнее?

Весь объём проектируемого пространства архитектор постоянно держит у себя в голове. Этот навык приходит с опытом. Молодые архитекторы начинают с небольших пространств. Даже великие проектировщики стартовали с очень скромных заказов. Антонио Гауди, например, оформлял витрины магазинов, чертил кладбищенские ограды, придумывал дизайн уличных фонарей. Многие профессионалы начинали с малого. Сначала ты берешься однокомнатную квартиру или студию, потом делаешь дом, от одного магазинчика вырастаешь до проектирования торгового центра или делаешь небольшой офис, а спустя какое-то время получаешь заказ на проект МФЦ.
Проект дизайн офиса архитектурное бюро Май Архитектс
В тот момент, когда я мысленно нахожусь в пространстве, над которым мы работаем, и вижу, что мне всё нравится, дух захватывает от результата, я понимаю, что проект можно показывать заказчику. Если мне откликается и самой нравится разработанное пространство, значит, мы справились с поставленной задачей. В подавляющем большинстве случаев заказчику тоже понравится этот результат. Благо, с помощью современных технологий мы можем продемонстрировать ему 3D-план пространства, визуализации и оперативно получить обратную связь.
Заказчик не всегда прав, мы понимаем

Задача дизайна – выразить идею. На старте нам очень важно получить от заказчика описание конечного результата нашей совместной работы, понять, что он хочет получить по итогу. Берёшься за проект, когда понимаешь, что тебе близка идея проекта, с которой приходит заказчик.

К предварительному обсуждению дизайн-проекта готовятся обе стороны. Заказчик рассказывает о своих идеях. Мы со своей стороны стараемся сделать максимум, чтобы понять друг друга: прислушиваемся к его пожеланиям, высказываем свои предложения, предлагаем несколько вариантов концепции. У нас есть модели, где мы предложенные решения демонстрируем наглядно. Ограничения по материалам и комплектации объекта обсуждаем заранее. Даже в том случае, когда клиенты не вполне понимают, чего они хотят, мы предлагаем несколько дизайн-бордов на выбор и вместе решаем, в каком направлении можно было бы начать двигаться в поисках наилучшего варианта.

На этом этапе уже можно понять, сработаемся мы с клиентом или нет. Критерий –профессиональное доверие. Но бывает, что где-то на середине пути внезапно выясняется, что вы с заказчиком друг друга не понимаете. Или вы идёте по одной задаче, держа в уме конкретный результат, о котором договаривались в самом начале, а заказчик внезапно меняет свое решение.
Дизайн проект кафе архитектурное бюро Май Архитектс
Это очень большой стресс для дизайнера. Вы проделали огромную работу, а вам предлагается откатиться назад и начать всё с самого начала. По сути, второй раз проделать такую же огромную работу. В такой ситуации дизайнер может не согласиться на изменение условий и выйти из проекта. Но это единичные случаи.

Подавляющее большинство наших клиентов – это профессионалы, которые четко понимают, чего хотят. У них есть достаточно четкое видение результата и разработанное техническое задание. Мы на него опираемся и сразу идём в работу.