О проектировании и архитектуре - Блог компании "МАЙ АРХИТЕКТС"

В архитектуре все законы исходят из определенного сюжета

Время чтения ориентировочно составит 10 минут

Где проектировщику добывать вдохновение, чтобы чувствовать себя человеком творческой профессии, вычерчивая очередной узел примыкания? Как руководитель рабочей группы может донести до своих подопечных, что будни архитектора – это тоже про креатив, художественный стиль и нестандартность подходов? Своим опытом делится главный архитектор проектов компании «МАЙ АРХИТЕКТС» Наталья Виноградова.
Про «физиков» и «лириков»

Мы живём в такое время, когда архитектура очень плотно связана с технологиями. Наши будни – это скрупулезная, вдумчивая, технологичная проработка проектной и рабочей документации. Но мне всё равно кажется, что архитектор должен отличаться от других специалистов, обладать личной харизмой, индивидуальностью. По нему даже внешне сразу должно быть видно, что это представитель творческой профессии.

Помню, как в институте, курсе на втором или на третьем, нас разделяли по разным группам. Каждый руководитель набирал себе курс. Почти как у актеров, только нас распределяли на общественные здания, в промку или на жилье. Руководитель группы, в которую попала я, первым делом сказал: «Встаньте те, у кого родители архитекторы». Поднялась половина. Он на них посмотрел, произнес "понятно" и перешел к теме лекции, ничего боле не комментируя. Думаю, как человек системный, наш куратор сделал тогда для себя определенные выводы.

Дело в том, как мне кажется, что дети из семей архитекторов сильнее обычных студентов, потому как с пеленок знают, с чем им предстоит столкнуться в профессии. Они делают меньше ошибок и у них меньше иллюзий. Зато те, у кого в семье не было архитекторов, как правило, более яркие. Над ними не так довлеют ограничения, они хотят творчески реализоваться в профессии и стараются достичь именно этого.
В природе всегда так. Кто по натуре творец, силен своим художественным подходом, правильным современным взглядом в архитектуре именно с точки зрения вкуса, новых технологий, возможностей. А кому-то ближе технические задачи, и он двигается в этом направлении.

Однажды в интервью Александра Цимайло я прочитала, что это очень хорошо, когда в мастерской есть два ГАПа, которые руководят в разных направлениях. Более творческий выдает креатив, может предложить интересные решения для фасадов, дать задание на 3D-моделирование или сам что-то смастерить в форме скетча. А другой берет на себя другую ношу: чтобы по инженерке все сошлось. И ценен он именно тем, что у него по-другому устроен мозг. Сегодня я согласна с этой мыслью полностью.
Творчество в повседневности

В институтах нас учат какому-то взлёту фантазии, порыву, мол, мы города проектируем. Но в жизни, к сожалению, такого не бывает. Не зря старшие товарищи ещё во время учебы предупреждают: вот сейчас ты закончишь вуз и пойдешь заниматься совершенно другим. Как перемычки, например, класть. Все архитекторы ненавидят эти перемычки, но почему-то они находятся в нашей части.

И всё же будни архитектора — это тоже про креатив, художественный стиль и нестандартность подходов. Я своим более молодым коллегам всё время говорю: когда нет прямого творческого задания, наше творчество – это оформление. Как скомпонован лист, как размещены на нём надписи, да и узлы бывают очень красивыми!

Есть же журнал DETAIL. Фотографий, визуализаций, картинок в этом издании почти не бывает. Он весь целиком состоит из узлов. Но как они все вычерчены, оформлены, насколько красиво поданы, просто глаз не отвести! В свое время я вела такой журнал по своим построенным объектам. Вот козырёк и вот к нему чертеж, вот реализованный элемент, а здесь его детализированный конструктив. Впечатляло всех, кто его видел. Сейчас я стараюсь обращать внимание молодых архитекторов, как на стройке воплощаются те самые узлы, которые они проектируют. Можно подробно рассмотреть, для чего мы работаем. Вроде незначительные такие вещи, но они задают настроение четкостью линий, композиционной целостностью, чистотой швов. Красота большого здания определяется именно деталями! Вот где бесконечное поле для творчества.
Про автоматизацию процессов

Еще одна часть нашего повседневного творчества – это само черчение. Я застала еще те времена, когда даже проекты чертили вручную. Сейчас наш труд облегчают компьютеры. И радость от самого процесса уже в другом: когда знаешь программы на очень высоком уровне, ты в состоянии решить большее количество задач в гораздо более короткий срок.

Тут особо отмечу талант молодых проектировщиков к работе в современных программных комплексах. У нас принято ругать систему образования, мол, она деградирует, становится с каждым годом только хуже. Не берусь однозначно судить об уровне подготовки в вузах, но сами молодые архитекторы вселяют в меня оптимизм. Они такие умные и способные, легко осваивают все эти программы. Само поколение какое-то особенное.
Конечно, у кого-то получается лучше, кому-то погружаться в проектирование сложнее. Но в архитектуре так много разной работы, для любого сотрудника можно подобрать то, что он сможет делать и где будет чувствовать себя комфортно, если у него самого нет каких-то амбициозных запросов, конечно.
Проектирование как командная работа

С переходом в статус руководителя понимаешь, что отвечаешь за людей, которые в твоей команде. Как будто у тебя появляется ребёнок. Встречаешь, учишь, воспитываешь, повышаешь уровень знаний, бережешь и защищаешь от того же выгорания, даешь интересные задачи, чтобы рутина не засасывала. Сначала кажется, что навалившиеся заботы и хлопоты на время. Потом понимаешь, что это уже навсегда.

ГАП отвечает за качество проектирования. Если в проекте ошибки, это ошибки ГАПа. Это ты их не проверил, не досмотрел, вовремя не отреагировал или не направил в нужное русло. Группе надо ставить конкретные задачи, приводить наглядные примеры, тогда получишь желаемый результат. А если скажешь абстрактно, понадеявшись на сознательность подопечных, иди подумай, сделай что-нибудь, на выходе получишь такую же абстракцию.

В руководстве проектной группой мало быть наставником и ментором. У нас не институт. Те же нормы человек должен сам изучать и запоминать, если хочет развиваться в профессии. Архитектор должен помнить, что на нем лежит огромная ответственность за жизнь и безопасность людей. Я стараюсь донести до своих ребят не просто цифры.

В архитектуре все законы исходят из определенного сюжета. Например, пожарные нормы. Их очень сложно выучить. Это несколько страниц, их даже листать долго, а надо знать назубок, как устав. Но пожарные свои нормативы принимают, основываясь на практике предотвращения несчастных случаев. Есть сценарии эвакуации, и там очень все интересно, если вникнуть в логику самого процесса. И тебе будет проще правильно проектировать.