Декабрь в жизни архитектурного бюро - месяц традиционно напряженный. Не так просто найти силы и время на занятия чем-то помимо непосредственной работы. Однако у сотрудников компании «МАЙ АРХИТЕКТС» конец года выдался ещё и очень творческим. Руководство компании организовало для них серию мастер-классов по проработке навыков рисования быстрых набросков.
Андрей БАФАНОВ, генеральный директор архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС»
«Огромное внимание в своей работе мы уделяем качеству предлагаемых архитектурных решений и в ближайшей перспективе планируем выделить в структуре компании отдельный концептуальный блок, который будет заниматься предпроектными исследованиями и тестированием идей. А как архитектор фиксирует идею? С помощью рисунка, конечно. Именно так мы можем представить любой предмет в новых интерпретациях и формах. В процессе работы над рисунком мозг анализирует огромное количество данных. Не все детали будут проработаны на эскизе, но мозг их все равно запомнит и в дальнейшем выдаст в форме творческого озарения. И никто не скажет заранее, что конкретно повлияло на художественный образ будущего здания».
Вёл занятия Василий Вдовин - известный российский художник, член Московского союза художников и Творческого союза художников России. За его плечами обучение в Строгановке, десятилетия постоянной работы в мастерской и на пленэрах, около сотни персональных выставок по всему миру и множество наград за вклад в отечественную культуру. Под руководством мастера участники мастер-классов делали классические карандашные и акварельные зарисовки, а также пробовали новые для себя техники и материалы. Задача перед всеми ставилась одинаковая – поймать настроение сцены или предмета и быстро отобразить их в работе.
Василий ВДОВИН, художник
«Концептуальные эскизы редко бывают реалистичными. Их задача сделать так, чтобы зритель сумел понять и оценить творческую задумку. Зарисовка передает самые яркие, первые чувства, вызываемые объектом, а также помогает в дальнейшем провести качественный анализ его форм и конструкций. Это ещё не чертежи, не расчёты, просто бумажные наброски простым карандашом. Но в них передаётся эмоциональное состояние или особое настроение автора, которое накладывают особый отпечаток на весь образ и атмосферу проекта. Мы учимся ловить образы, которые пока не сложились в правильную форму».
Проработка навыков рисования была основана на академическом стиле, хорошо знакомом всем архитекторам ещё с момента самоопределения в профессии.
Евгений ЕГОРЕВ, руководитель группы архитекторов архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС»
«Если меня спросить, что самого интересного происходило на работе в уходящем году, одним из первых пунктов назову эти мастер-классы. Такие мероприятия надолго остаются в памяти! Не будешь ведь лет через 5-10 близким рассказывать, какие супер ровные линии в проекте начертил или как с объектом сложным справился. Вообще, когда человек выбирает в качестве профессии архитектуру, он ведь видит себя прежде всего погруженным в творческую атмосферу. Потом жизнь прогоняет тебя сквозь призму реалий и в какой-то момент понимаешь, что от творчества осталось одно название. Техническая работа, безусловно, важна, но не имеет ничего общего с рисунком, живописью, перспективой и композицией, которыми занимается начинающий архитектор когда ещё только готовится к поступлению на специальность. На мастер-классах я получил наибольший заряд эмоций от ностальгии по тем временам».
С появлением графических программ архитекторы практически перестали рисовать от руки. Сейчас в России многие архитектурные вузы стали отказываться от преподавания рисунка. На Западе же, наоборот, предпринимаются попытки вернуть в программу занятия рисованием. Дело в том, что любой рисунок — это мощный инструмент анализа окружающей действительности. Как только в руках у человека оказывается карандаш или кисть, активизируются все его чувства – зрение, осязание, слух, обоняние и даже вкус. Чтобы точно воспроизвести предмет на бумаге, человек проникает в его конструктивную суть. Таким образом развивается его креативность и пополняется багаж точных знаний об устройстве материального мира, так необходимых архитектору при проектировании частных домов и современных жилых комплексов, парков, транспортных узлов и даже целых городских агломераций.