О проектировании и архитектуре - Блог компании "МАЙ АРХИТЕКТС"

Правила проектирования или принципы продвижения: кто правит бал на рынке?

Время чтения ориентировочно составит 20 минут

Чем ниже по стоимости класс возводимого жилья, тем сложнее архитектору отстаивать свое видение проекта. Существует даже расхожее убеждение, мол, дай волю проектировщикам, они разорят девелоперов. Так ли это на самом деле? Как работать в узком коридоре ТЭП и создавать при этом удобные и красивые дома для людей, рассказывает архитектор, партнёр архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» Марина Новикова.


- Марина, на ваш взгляд, насколько серьезное давление на работу архитектора оказывает сегодня аспект маркетинга?

- В последнее время даже чересчур серьезное. Причем, одно дело, когда нам дают задание - на основе маркетингового исследования заложить в проекте только однокомнатные и малогабаритные двухкомнатные квартиры или только большие трешки и четырехкомнатные квартиры для многодетных семей или людей с высокими доходами, и мы выполняем поставленную задачу. В последние года два маркетологи стали активно вмешиваться непосредственно в архитектурную часть. Не зная норм проектирования, начинают менять планировки. Приходит, к примеру, от них эскиз квартиры, на котором не отмечено ни одной шахты. Мы спрашиваем, естественно, где будем закладывать вентиляцию, канализацию? В ответ нам предлагают вообще отойти от технологии проектирования многоквартирных домов и сделать так, как им нравится. В таких ситуациях приходится довольно много времени тратить на объяснение норм строительства, это отвлекает от непосредственной работы.

- На какие нормативные акты архитектор опирается, проектируя многоквартирный дом или квартал?

- Их десятки по каждому объекту. Перечень документов обязательно указывается, когда мы выдаем проектные решения. Плюс к этому надо понимать, что проектирование длится около года и каждая стадия проекта пошагово согласуется со службами заказчика. Мы пишем подробные сопроводительные письма по принятым решениям, ссылаясь на ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и ТУ. И все равно бывают такие ситуации, когда уже после того, как проект принят заказчиком, пройдена экспертиза и выпущена рабочая документация, то есть объект уже полностью готов к началу строительства, маркетинговый отдел может потребовать изменить планировку, убрать или добавить балконы, развернуть шахты. Это несет за собой корректировку проекта, новый заход в экспертизу. А главное - строительство откладывается.

- Например?

- Допустим, балконы. Застройщик построить их обязан, а продаются они с понижающим коэффициентом, как холодные помещения, а не жилая площадь. Хотя большинство новоселов потом утепляют эти балконы, присоединяют к комнатам. Понятно, что застройщику это не выгодно, давайте уберем. На обывательском уровне ведь все думают, что балкон – это холодная кладовка или декоративный элемент фасада, а на самом деле это пожарный «островок безопасности» на случай возгорания в квартире. У него обязательно должен быть простенок шириной 1,2 метра, чтобы человек мог в экстремальной ситуации дождаться приезда пожарных. Чтобы компенсировать отсутствие балконов, на здание должны выпускаться специальные технические условия, учитывающие другие противопожарные мероприятия. Этим занимаются специализированные организации, подведомственные МЧС. Понятно, что это отдельный проект. Если застройщик не готов его оплачивать, строит балконы. Если ожидаемая прибыль от присоединения холодных помещений к жилым перекроет расходы на СТУ, архитекторы переделают фасадную часть. Но сами мы не имеем права отказаться в проекте от балконов или заузить простенки. Наша работа просто не пройдет экспертизу. Пожарные обязательно обращают на это внимание.

- Какие еще есть тонкости в проектировании, о которых люди попросту не знают?


- В основном мы завязаны с пожарными нормами, и требования к общественным зданиям намного выше, чем к жилым. К примеру, ширина лестниц и дверей должна позволять людям не сталкиваться друг с другом во время эвакуации, а коридоры рассчитаны на инвалидов-колясочников. Двигаясь навстречу друг другу, они должны спокойно разъехаться. Лестницы могут быть задымляемые или не задымляемые. Обращали, наверное, внимание, что есть дома с уличным переходом на лестничных площадках, а есть без них. Так вот во втором случае инженеры делают специальное дымоудаление на случай пожара: подпор воздуха в лестницу или вариант – заход через тамбур и там подпор. Нормы разрабатывались проектными институтами еще с советских времен. Их переписывают, какие-то редакции вносят, но в основе своей не меняют. И это никакое не упущение. Не зря ведь говорят, любая инструкция по безопасности написана кровью. Их нельзя отменить! И невозможно сделать ширину коридора в один метр, если он должен быть минимум полтора. А заказчики через одного спрашивают, зачем он нам такой широкий? Объясняем…

Приведу такой пример. Как-то мы спроектировали надземную часть многоквартирного дома на фундаменте. Проект получился, в нашем понимании, просто идеальный, но нам пришлось его полностью переделать. Застройщик в последний момент решил добавить подземный паркинг. Казалось бы, какая связь? А на паркинге есть свой пожарный норматив - радиус максимальной удаленности людей от эвакуационных выходов должен составлять максимум 20 метров. Запроектированные лестничные пролеты надземной части здания оказались дальше буквально на три-четыре шага. Обсуждаем с коллегами, как поступить? Перенос лестниц потянет за собой полную перепланировку по всем этажам, полетят планировки – на переделку инженерия и конструктив, шаг колонн меняется. Может, думаем, как-то проскочим это отклонение, согласуем. И наш руководитель тут говорит: «Если вдруг на паркинге возникнет пожар, едкий дым убьет людей еще до того, как до них доберется огонь. Метр – это один вдох человека! Этот норматив предполагает, что люди могут без серьезных последствий для здоровья добежать до лестницы за 20 вдохов. А что будет в случае, если мы не учтем эти три метра? Кто будет виноват, что кому-то до спасения не хватило всего трех вдохов? Переделываем надземную часть!» Вот такие ситуации порой возникают в процессе работы.


- Когда архитектор успевает думать о разнообразии фасадов и декоре зданий, об эргономике квартир и о гуманности планировок участков застройки в целом?

- И обо всем этом мы тоже, конечно, думаем: о красоте, об эстетике, о разговоре архитектуры с окружающим пространством, об удобстве и комфорте людей.

- А заказчики к кому больше прислушиваются, к маркетологам или архитекторам?

- Когда как. Иногда бывает достаточно сказать, что так, как предлагает отдел маркетинга, сделать нельзя, и вопрос снимается. Но частенько нам приходится спорить и доказывать свою правоту. Заказчики больше доверяют мнению специалистов по маркетингу, нежели специалистам по проектированию. Как мне кажется, происходит это от того, что люди не вполне понимают, кто такие архитекторы, проектировщики, в чем заключается наша задача и компетенции.

- Как же архитектору удается не забывать о творческом замысле, когда весь его креатив, по сути, помещен в прокрустово ложе норм и экономических показателей?

- Когда работаешь над проектом, представляешь этот дом или квартал, мысленно проходишь по нему, как будто здание уже построено, и примеряешь на себя все решения – эстетические, планировочные, технические. Когда понимаешь, что тебя, как специалиста и одновременно потребителя полученный продукт полностью устраивает, предлагаешь свое видение проекта заказчику. Это, конечно, редчайший случай, чтобы задумка архитектора дожила до строительства в первоначальном виде. Застройщик ведь тоже мысленно прокручивают в голове будущие планировки, внешний облик дома, разбивку внутренних территорий, парковочные зоны. Окончательный вид проект приобретает в результате пошагового сближения позиций и взглядов.

- То есть в работе с заказчиками все-таки удается выстроить доверие и взаимопонимание?

- Без этого хороший проект не выпустишь. Мы сначала предлагаем свое видение, отталкиваясь от технического задания, а потом уже вместе с заказчиком оптимизируем проект по технико-экономическим показателям. Он смотрит экономику, мы отслеживаем нормы, функциональность и эстетику. Понятно, что застройщика больше всего интересуют площади, которые мы набираем в процессе проектирования. Тут каждый сантиметр учитывается. Второй важный момент – выбор материалов. Если это эконом-жилье, застройщик не имеет возможности поставить, к примеру, дорогие окна. Ему это будет не выгодно Стройка – дело очень ресурсоемкое. Мы ищем замену, стараемся подобрать сопоставимые по качеству, но более привлекательные по цене аналоги.

- Интереснее работать на бизнес и элит-класс, чем на эконом?

- Скажу так, самая лучшая работа – когда ты не ограничен бюджетом и имеешь возможность применить те решения, которые считаешь нужными. Когда заказчик тебе полностью доверяет, как профессионалу, и полагается на твое мнение. На дорогих объектах это, конечно, чаще происходит. И не только потому, что девелоперы премиум-сегмента не стеснены в деньгах. Лишних средств никогда не бывает. Но тут люди ясно осознают, что нестандартные архитектура и материалы заинтересуют определенный сегмент покупателей и помогут продать проектируемый дом как элитный или клубный, например, а не бизнес.

- А в нижних сегментах чем чаще всего приходится жертвовать?

- С понижением класса жилья меня больше всего расстраивает удешевление фасадной отделки. Но и тут мы стараемся найти такие решения, которые помогут зданиям снаружи выглядеть интересно и чем-то выделяться на фоне других. Недавно архитектурное бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» занималось проектированием двух кварталов ЖК «Домодедово Южное». Застройщик позиционирует его как место, куда поедут люди пенсионного возраста, молодежь из регионов и семьи с маленькими детьми. Жилой фонд в основном представлен небольшими 1-2-комнатными квартирами и студиями. Ценовой сегмент - эконом, который в итоге будет восприниматься как комфорт-класс за счет предложенных нами проектировочных решений. Этот объект действительно весьма неплохой получился. И на его примере можно еще и проиллюстрировать, как в одном проекте нам удалось реализовать запросы застройщика, эстетическое видение архитекторов и требование областной администрации. Когда согласовывали АГО (архитектурно-градостроительный облик), главный архитектор Московской области А. Кузьмина потребовала от застройщика выполнить первые три этажа фасадов не из экономичной фиброцементной плитки, а в керамограните, причем цоколь вообще сделать из натурального камня, гранитный. В противном случае проект был бы отклонён. Заказчик, конечно, сначала очень расстроился, потому что это удорожало строительство. Но мы и требования эти выполнили, и добились приемлемых параметров по ТЭП. В итоге, если строители не подведут в реализации, наши кварталы будут дорого смотреться для своего сегмента. Во всех десяти корпусах на первых этажах располагаются коммерческие помещения. Мы сыграли высоким витринным остеклением со стороны главных фасадов, стилизовав фасады под внешний вид домов центральных московских улиц типологии Тверской или Дмитровки, а со двора поставили обычные окна. В результате все, включая нас, этим проектом остались довольны.

- А бывает, когда архитектор своей работой не доволен?

- Если не доволен своей работой, архитектор ее переделывает. Заказчику мы выдаем свое видение, когда полностью уверены во всех предлагаемых решениях - и экстерьерных, и планировочных. Недовольство появляется скорее из-за оптимизации проекта с точки зрения экономических показателей.