О проектировании и архитектуре - Блог компании "МАЙ АРХИТЕКТС"

Василий ВДОВИН: Мне есть, чем поделиться с учениками

Время чтения ориентировочно составит 8 минут

Василий Вдовин известный московский художник. У него особая, очень чёткая, немного дерзкая и выразительная техника живописи, заслужившая признание зрителей во многих странах мира. В 1988 году он разработал рекламную компанию «Рейган — Горбачев SUMMIT-88». Художник много путешествует, любит писать с натуры. Вернисаж «Этюды зимней России» — это его девяносто девятая по счёту персональная выставка, весной 2023 года состоится юбилейная, сотая.



Мы встретились в Доме Нащокина, что в Гагаринском переулке. Дом известен тем, что здесь несколько лет подряд останавливался погостить А.С. Пушкин. Василий Вдовин сделал это место полноценным арт-пространством. Атмосфера располагает к неторопливой, философской беседе. И вот на полях вернисажа завязался интересный разговор. Зачем в современном мире людям уметь рисовать? Почему именитый мастер готов тратить значительную часть своего времени на обучение новичков? И почему Василий Вдовин с радостью согласился на предложение руководства компании «МАЙ АРХИТЕКТС» провести серию мастер-классов для архитекторов по созданию быстрых набросков.


Василий ВДОВИН, художник

Вопрос - зачем людям уметь рисовать, приведёт нас, как ни странно, к глубоким философским размышлениям о будущем человеческой цивилизации в принципе. Например, футурологи говорят нам о том, что спустя всего каких-то сто лет люди внешне станут напоминать гуманоидов: тщедушное тело землистого цвета, высокий лоб, огромные глаза, тонкие пальцы… Почему? Потому что физическая оболочка становится просто не нужна. В будущем человек — это существо, полностью зависящее от искусственного интеллекта. И сегодня мы наблюдаем неизбежные сдвиги в эту сторону.

Необходимость произвести какую-то услугу или продукт вытесняется их потреблением в уже готовом виде. Это означает, что мы, как вид, стремительно теряем навыки творцов в самых разных нишах – от создания визуальных образов до приготовления элементарных продуктов питания. Архитекторы, кстати, как специалисты, оказывающие услугу по проектированию, попадают в группу риска. Искусственный интеллект стремительно осваивает и эту нишу. Люди в массе перестают владеть ручным трудом! По любому запросу достаточно выбрать нужное приложение на смартфоне и получить желаемое в считанные минуты.

К чему это приводит?

Как педагог, я в том числе занимаюсь подготовкой молодых ребят к поступлению в художественные и архитектурные вузы. Вижу, например, какие сложности возникают у них с прорисовкой элементарных геометрических фигур в классе. И в то же время домашние задания по композиции из тех же самых фигур приносят великолепные! Спрашивается, как такое возможно? Искусственный интеллект! И подростки откровенно признают, что «из точки А в точку Б» предпочитают добираться по самой простой и короткой траектории. Но ведь в профессии архитектора или дизайнера очень важно чувствовать объём, перетекание одной формы в другую...

В моем понимании рисунок, и как вид искусства, и как вид деятельности, является важнейшим для общего развития человека и понимания им того, как устроен этот мир. Люди, которые учатся рисовать, волей не волей начинают более тонко воспринимать реальность и ярче расшифровывать гармонию окружающего пространства, оценивать то, что делается коллегами по цеху.

Искусственный интеллект меняет правила игры. Человеку навязывается идея, что ему больше не нужно наблюдать, изучать и самому что-то придумывать и создавать. Чтобы оставаться в таком мире творцами, созидателями, рано или поздно людям придется конкурировать с машинами. За счет чего, к примеру, тот же архитектор может в этом споре победить? Как раз за счет «насмотренности», чувства гармонии, умения ее понять и объяснить, описать и сотворить. Владение рисунком поможет ему передать авторский замысел, подать идею, эмоцию, отношение к объекту, создать свой собственный стиль, профессиональный почерк.

Однако рисование – это серьезный труд! Гораздо быстрее и удобнее нажимать на кнопки и получать готовые изображения со скоростью мысли. Но так мы рискуем очень скоро превратиться в приложение к искусственному интеллекту и стать, по сути, рабами тех людей, которые его контролируют. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Вернемся к тому, с чего начали.

Я убежден, что человек, который мечтает выражать свои идеи в городских пейзажах, просто обязан рисовать. Хотя бы пару часов в неделю выделять на то, чтобы поймать образ, расширить и обобщить его восприятие, творчески передать в быстром наброске отношение к изображаемому объекту или сцене. Я очень рад, что в компании «МАЙ АРХИТЕКТС» этому навыку уделяется столь серьезное внимание. На предложение генерального директора Андрея Бафанова я с удовольствием согласился. Давно чувствую, что пришло время отдавать, делиться с молодежью знаниями, накопленными за годы обучения в Строгановке и во время работы в России и за рубежом.

Помните знаменитый фильм Тарковского «Иван Рублев»? Лишь в самом конце новеллы «Колокол» мы узнаем, что мальчик Бориска на самом деле не знает секрета колокольной меди. Отец не пожелал поделиться им с собственным сыном! Вот мне не хотелось бы быть таким «отцом», хотя среди художников немало тех, кто готов унести свои знания в могилу. Я же получаю удовольствие, когда смотрю на старания молодых художников и их развитие в творчестве, помогаю, подсказываю, делюсь своим опытом.


У каждого участника мастер-классов свой стиль работы. Кто-то берет сцену штурмом, обозначая композицию двумя-тремя мощными и точными линиями. Кому-то по душе тонкая, кропотливая прорисовка деталей. Но главное тут – делать! Мы ведь очень критичны к себе. Не бывает занятия, чтобы кто-то из группы не сказал мне, мол, я все испортил, ничего не получилось. В таких ситуациях важно этого внутреннего критика отодвинуть слегка в сторону и просто продолжать. Закончить работу, выложиться в ней по полной и только потом смотреть, получилось или нет. У нас с «МАЙ АРХИТЕКТС» получилось. Ребята молодцы, работы очень достойные. Просто продолжайте рисовать!