О проектировании и архитектуре - Блог компании "МАЙ АРХИТЕКТС"

МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF: ИНТРОСПЕКЦИЯ

Время чтения ориентировочно составит 8 минут.

Творения Константина Мельникова вошли в архитектурные энциклопедии мира как величайшие достижения ХХ века. Вообще его творчество за рубежом известно гораздо лучше, чем на родине. Зато на родине, к счастью, сохранились и поддерживаются в рабочем состоянии практически все его постройки. Самые известные – Бахметьевский гараж (1926-1928), где ныне расположен Еврейский музей и центр толерантности, Клуб Союза коммунальников им. И.В. Русакова (1927-1929), позднее переименованный в дом культуры и принявший под свою крышу театр Романа Виктюка, гаражи Госплана (1936) и Интуриста (1934-1936), ДК «Буревестник» (1929-1932), Дом-мастерская К.С. Мельникова в Кривоарбатском переулке (1927-1929).
На выставке представлено более 200 экспонатов – архитектурные листы, графические и живописные работы, макеты, фотографии. В таком объеме наследие Мельникова ещё ни разу не экспонировалось, и раньше получить полноценное представление о его работах было попросту невозможно.

Как рассказала куратор выставки, искусствовед, историк архитектуры, главный хранитель Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Анна Кистанова, организаторы отошли от линейной хронологии и представили архитектора как многогранную личность. Причём начинается экспозиция самыми «безумными» его работами.
Анна КИСТАНОВА, искусствовед, куратор выставки «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF»

«На заре советской власти правительство использовало архитектурные конкурсы и архитекторов как средства пропаганды. Задачей было транслировать в массы социалистические идеи, и как можно громче. Строить эти Дворцы Советов и небоскребы-коммуны никто не собирался. Отсюда гигантомания тех лет. Но отсюда и полёт фантазии, невероятные идеи, концепции, в которых архитекторы черпают вдохновение до сих пор».

В зале «Визионер» в самом центре гостей встречает специально изготовленный для выставки макет здания Народного комиссариата тяжелой промышленности. Конкурсный проект К. Мельникова 1934 года. Рядом на стенах отлично сохранившиеся архитектурные листы, помогающие зрителю представить, как здание смотрелось бы на Красной площади (на месте ГУМа и прилегающих к нему кварталов), будь оно построено.
Наталья ВИНОГРАДОВА, главный архитектор проектов архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС»

«Чувствуется, что создатели экспозиции провели серьезную исследовательскую и научную работу. На выставке представлены современные макеты проектов Мельникова, и посетители смогли увидеть в 3D даже его нереализованные задумки. Это впечатляет. Хоть само по себе это направление осталось в истории, идеи конструктивизма Мельникова очень интересны и какие-то детали используются до сих пор. Например, выносные элементы фасада, когда сама конструкция является важным элементом - колонна превращается в целую скульптуру, а консоль вмещает в себя целый зрительный зал. Всё это применяется. А вот идею движения на фасаде до сих пор никто толком не воплотил. У Мельникова много такого рода решений. Стеклянные лестницы для людей и автомобильные пандусы он размещает на внешней стороне зданий, а не внутри. Наша экономика не может такие идеи воплотить. А именно она сейчас является гораздо большим цензором, чем советские комиссии с их жесткими ограничениями. Если экономика выбирает плоский фасад, картинку и иллюминацию вместо какого-то сложного конструктивного решения, так и будет».
В Москве 1920-30-х годов Константина Мельникова знали, как творца и мечтателя: временами на его задумки не хватало не просто средств и техники, а банально квалификации людей. Тем не менее он реализовывал свои проекты. Начал с гаражей, очень уж его заинтересовала схема движения автотранспорта. Так он разработал «прямоточную систему» парковки, которая и сейчас спасает всё разрастающиеся автопарки от хаоса. Архитектор творил и за границей. Взять хотя бы Сан-Диего и Париж. В 1925 году он спроектировал выставочный павильон СССР для международной выставки, который так понравился парижанам, что, хоть и не был предназначен для долгой эксплуатации, простоял до 1950-х годов.
Вадим ШИБАРЕВ, главный архитектор мастерской «МАЙ АРХИТЕКТС»

«В нашей стране этот архитектор недооценен с точки зрения обучения новых специалистов. Не знаю, насколько серьезно знакомят с его творчеством современных студентов, но мне кажется, Дом Мельникова – это имя нарицательное в архитектуре как конструктивный и планировочный приём. Конечно, полноценно изучить творчество Мельникова в рамках экскурсии невозможно. Архитекторам интересно рассмотреть детали. За 2 часа мы бы успели посмотреть только один, максимум два конкурсных либо реализованных проекта. При таком количестве экспонатов можно хоть каждый день приходить в Музей архитектуры и знакомиться с его творческим наследием. Взять хотя бы проект гаража над мостом через Сену. Эти решения могут применяться в нынешнее время. И в целом если взять проекты Мельникова, все приемы в них актуальны, а при использовании современных материалов каждый из них мог бы заиграть новыми красками. Просто они опередили свое время».
«Стихийная сила судьбы ставила каждого из нас на подобающее ему место, и история должна честно это помнить», — говорил Константин Мельников. Современники считали его выдающимся архитектором, при этом многие его новаторские идеи не принимали и критиковали за «формализм». Тем не менее в 1965 году ему присудили звание доктора архитектуры без защиты диссертации, а в честь столетия мастера Юнеско объявлял 1990-й год годом Мельникова. Он начал свою жизнь в маленьком селе недалеко от Москвы, а ушёл в мир иной в собственном доме на Арбате, пережил профессиональный триумф на родине, мировое призвание и затем полный запрет заниматься любимым делом. Гений, считал архитектор, преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы. И он сумел оставить значительный след в истории со словами: «Новое — то, что должно жить в веках; я легко беру задачу преподнести современности новое такое, которое для Архитектуры будет открытием».