Время чтения ориентировочно составит 10 минут
Лето в городе нужно проводить с пользой, решили мы и выбрались с коллегами на прогулку по Замоскворечью. В качестве гида пригласили архитектора, руководителя проекта «Свобода доступа» Наталию Алексееву. С ее помощью вечерний променад превратился в настоящее архитектурное приключение с массой интересных и увлекательных подробностей о новостройках в историческом центре Москвы. На маршруте длиной 3,5 км мы увидели как довольно странные эксперименты 90-х, так и прошедшие полную (и весьма удачную) реконструкцию исторические памятники.
Первая остановка – ул. Малая Ордынка, 19.
Лето в городе нужно проводить с пользой, решили мы и выбрались с коллегами на прогулку по Замоскворечью. В качестве гида пригласили архитектора, руководителя проекта «Свобода доступа» Наталию Алексееву. С ее помощью вечерний променад превратился в настоящее архитектурное приключение с массой интересных и увлекательных подробностей о новостройках в историческом центре Москвы. На маршруте длиной 3,5 км мы увидели как довольно странные эксперименты 90-х, так и прошедшие полную (и весьма удачную) реконструкцию исторические памятники.
Первая остановка – ул. Малая Ордынка, 19.
Современный жилой дом элит-класса от архитектурного бюро АДМ идеально вписался в ритм исторической застройки. Единый и довольно протяженный фасад авторы визуально разбили на части и оформили, как три разных здания. Стекло, камень и кирпич гармонично дополняют друг друга, хоть фасады и решены в совершенно разных стилистиках. Никакого историзма. За счет смены факутр и композиционных пертурбаций архитекторы стремились выдержать сомасштабность окружению. И им это удалось. Новостройка деликатно вписалась в историческую ткань этой части города.
Избежать имитации исторических стилей удалось и автору проекта жилого квартала на месте бывшей кондитерской фабрики им. Марата (ул. Малая Ордынка, д.25) Антону Хмельницкому. Это яркий пример того, как архитектура помогает продавать.
Исторический облик здания сохранить не удалось, но архитектор отдал дань уважения индустриальной застройке начала прошлого века. По красной линии вдоль Малой Ордынки фасад украшают арочные оконные проемы, здание оформлено красным кирпичом и белым камнем.
Иное дело – внутренняя часть ЖК, вернее сказать, комплекса элитных клубных домов Ordynka. Несколько бывших фабричных корпусов надстроены мансардами и украшены современными фасадами в деконструктивистком стиле.
Отметим, что ранее Антон Хмельницкий возглавлял российский офис бюро Foster and Partners. Его задумка минималистична и элегантна. Консоли из белого архитектурного бетона то расширяются, то сужаются. В первых этажах и на верхних уровнях, где расположены пентхаусы, они выше, зато все остальные собираются в созвездия. Изюминкой проекта станет городская усадьба XIX века с главным домом (архитектор Э. Юдицкий), сохранившимися флигелями, оградой и сторожкой. Строения также находятся на территории комплекса Ordynka. Их отреставрируют и продадут кому-то очень состоятельному как неделимое городское имение.
А вот создатели административного здания Мобильных телесистем в 1-м Голутвинском переулке переложили архитектуру русской усадьбы на новый лад.
Центральный особняк и два флигеля, трехчастное членение фасада основного здания, скатная кровля, четырехколонный портик над главным входом явно отсылают к классике. Но подчеркнуто ассиметричная композиция главного фасада, выполненного из красного кирпича, металла и стекла, это вызов, попытка сделать постройку контекстуальной и в то же время современной (по меркам конца ХХ века). Удалось или нет, судить не нам. За разговорами о вечном и сущем мы идем в сторону Большой Полянки.
По пути бегло изучаем несколько рафинированных ЖК, построенных в начале века, офис-терем и хайтековский бизнес-центр. Визуально здания очень разные. Отличаются и силуэты, и фасады, и декор, и материалы облицовки. Мы же обсуждаем, какие стили использовали современные архитекторы в своих работах и чем вдохновлялись.
Создатели первого столичного бизнес-центра, первопроходца в части редевелопмента, за основу своего проекта взяли историческую составляющую района.
Комплексная реконструкция Голутвинской слободы (территория фабрики «Красный текстильщик») началась в 1993 году с подачи собственника одного из зданий, акционерного общества «Нафтам». Со временем квартал превратился в культурно-деловой и жилищный комплекс. Производственные площади перепрофилировали в бизнес-центр «Голутвинский двор», для удобства арендаторов и жильцов построили многоуровневую парковку-дворец. В этом краснокирпичном здании, спроектированном Александром Щукиным в барочном стиле, могут разместиться 470 автомобилей. Несколько этажей отведены под офисы. В нижнем ярусе расположились кафе и магазины. Фасады изобильно декорированы, и белокаменные арки, карнизы и масса других деталей явно не соответствуют функции здания. Впрочем, в этом несоответствии и кроется магия места. Локация - 1-й Голутвинский переулок, 6.
Ну а при взгляде на здание бывшей типографии на Большой Полянке (ул. Большая Полянка, вл. 9) вывод напрашивается сам собой: минимализм молодит! Яркое тому подтверждение – фото здания до реконструкции.
Зданию больше ста лет, а выглядит оно чуть ли не самым современным среди всех увиденных нами за время прогулки. Брутальный дизайн фасадов не подавляет, а, наоборот, кажется теплым и уютным. Почти хюгге.
Именно концепция «комфорт в мелочах» реализована на закрытой от посторонних глаз территории нового элитного ЖК «Cloud Nine». Реновация четырех зданий XIX-XХ вв. завершена, и во внутренний двор посторонних не пускают. Можно только по визуализациям судить, насколько там уютно. Комплекс расположен между улицей Больная Полянка и Старомонетным переулком. Причем в отличие от бывшей типографии со стороны Старомонетного фасады белые и воздушные, как и полагается облакам. Авторство проекта принадлежит архитектурной мастерской "Цимайло, Ляшенко и партнеры".
А наша прогулка подходит к концу. Вишенка на торте – музейный квартал Третьяковской галереи. Многострадальный проект нового здания, вероятно, в следующем году все же завершат. Фасады Новой Третьяковки уже открыты для всеобщего обозрения.
Много стекла и традиционный для Замоскворечья красный кирпич. Окна с репродукциями самых популярных полотен галереи, наличники, стилизованные под рамы, уже стали визитной карточкой комплекса. Здесь разместятся хранилище и реставрационные мастерские, книжный магазин и рестораны. Идет отделка внутренних помещений. К счастью, стеклянная волна плавно и бережно обошла васнецовский особняк, основное здание Третьяковки, сердце музейного кластера. На его фоне сделали фото на память об этом замечательном вечере.
Прогулка уложилась в два с небольшим часа. За это время мы воочию убедились, что в Москве и в наше время возводятся интересные архитектурные объекты. Просто надо знать, где их искать. И смотреть на них профессиональным и вдумчивым взглядом. Взглядом архитектора. Благодарим за организацию экскурсии Наталию Алексееву.