Время чтения ориентировочно составит 6 минут.
ЖК начинается с МОП, как театр – с вешалки. Это общие места, или дословно – «места общего пользования/посещения», и, к слову сказать, коллективная собственность всех жильцов дома. Впрочем, понятие МОП весьма растяжимо. Местами общего пользования формально являются крыши, чердаки и подвалы, например. Однако исторически равные права жильцов на эти части зданий скорее вытекают из равных обязанностей по их содержанию. Для доступа они, как правило, закрыты и на качество проживания в доме (аварийное жилье и эксплуатируемые крыши в данном случае мы уводим за скобки) большого влияния оказать не могут.
ЖК начинается с МОП, как театр – с вешалки. Это общие места, или дословно – «места общего пользования/посещения», и, к слову сказать, коллективная собственность всех жильцов дома. Впрочем, понятие МОП весьма растяжимо. Местами общего пользования формально являются крыши, чердаки и подвалы, например. Однако исторически равные права жильцов на эти части зданий скорее вытекают из равных обязанностей по их содержанию. Для доступа они, как правило, закрыты и на качество проживания в доме (аварийное жилье и эксплуатируемые крыши в данном случае мы уводим за скобки) большого влияния оказать не могут.
Как только расходы по содержанию МОП стали включать в ежемесячные коммунальные счета, риэлторы, а вслед за ними и застройщики начали обращать внимание на чистоту, безопасность и удобство подъездов, лестниц, коридоров, лифтовых холлов и самих лифтов. А лет десять назад места общего пользования и вовсе превратились в элемент конкурентной борьбы. Покупатели всё придирчивей рассматривают входную группу, холл, лестничные пролеты, площадки между этажами, поскольку всё это их будущая среда обитания, а не просто маршрут, по которому можно кое-как добраться до своих квартир.
Конечно, при покупке жилья люди по-прежнему обращают внимание в первую очередь на цену, местоположение дома, доступность транспорта, однако архитектура и дизайн теперь тоже имеют значение, особенно в сегменте бизнес-класса и выше. Стильные и удобные общественные пространства повышают общее качество жизни и стоимость девелоперских проектов. Отсюда вывод: МОПы должны быть не просто функциональными, но и соответствовать экстерьеру зданий, а также усиливать впечатление от застройки в целом.
Конечно, при покупке жилья люди по-прежнему обращают внимание в первую очередь на цену, местоположение дома, доступность транспорта, однако архитектура и дизайн теперь тоже имеют значение, особенно в сегменте бизнес-класса и выше. Стильные и удобные общественные пространства повышают общее качество жизни и стоимость девелоперских проектов. Отсюда вывод: МОПы должны быть не просто функциональными, но и соответствовать экстерьеру зданий, а также усиливать впечатление от застройки в целом.
Тенденция к увеличению функциональности и повышению требований к дизайнерскому оформлению МОП касается всех классов жилья. И если ещё десять лет назад критерием качества была стоимость отделочных материалов, то сегодня обязательным элементом является грамотное зонирование. Подъезды становятся просторнее. Наличие в них места для консьержа, хранения колясок и велосипедов уже являются стандартным требованием к домам в сегментах эконом и комфорт. В проектах всё чаще появляются колясочные комнаты, помещения для уборочного инвентаря и места, где можно помыть и высушить лапы домашним питомцам после прогулок.
Реже встречаются запросы на оборудование игровых комнат для детей или зон для встреч и общения жильцов. Эта модная ещё совсем недавно тема уже уходит в прошлое. Виной всему массовый спрос на доставку товаров и распространение удаленной занятости. На месте пустующих холлов размещаются небольшие коворкинги, т.е. пространства для работы или проведения встреч, а для почты появляются особые комнаты, где можно встретить курьера или оставить посылку. В одном из проектов специалисты архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» предложили застройщику приспособить крышу новостройки для посадки почтовых дронов, а внутри здания заложить возможность для развертывания автоматической системы сортировки и доставки грузов. В перспективе эта опция будет весьма востребованной.
Реже встречаются запросы на оборудование игровых комнат для детей или зон для встреч и общения жильцов. Эта модная ещё совсем недавно тема уже уходит в прошлое. Виной всему массовый спрос на доставку товаров и распространение удаленной занятости. На месте пустующих холлов размещаются небольшие коворкинги, т.е. пространства для работы или проведения встреч, а для почты появляются особые комнаты, где можно встретить курьера или оставить посылку. В одном из проектов специалисты архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» предложили застройщику приспособить крышу новостройки для посадки почтовых дронов, а внутри здания заложить возможность для развертывания автоматической системы сортировки и доставки грузов. В перспективе эта опция будет весьма востребованной.
Сейчас МОПы – это пространство для экспериментов и творчества. Конкуренция заставляет застройщиков продумывать свои проекты до мелочей. Даже если речь идет о самом бюджетном варианте жилья, в обсуждении дизайна уже не фигурирует однотонная краска и «немаркая» плитка у лифтов и на лестницах. В отделке ценятся светлые тона и яркие акценты в виде панно или зеркал с подсветкой, увеличивается площадь остекления, часто применяется озеленение.
Места общего пользования в домах бизнес-класса стараются выдерживать в тех стилистических решениях, которые поддерживают определенное настроение и вызывают ощущение спокойствия и надежности от нахождения в этих пространствах. Но и здесь актуальна «современная» классика с простыми архитектурными геометрическими решениями. Именно такой подход наши проектировщики применили в оформлении МОП для ЖК «ДЮНЫ». Застройщик, кстати, понял, что продешевил с отделкой, уже на этапе строительства и поручил «МАЙ АРХИТЕКТС» оперативно доработать внутридомовые интерьеры. Отталкиваясь от функционала, мы тщательно проработали подачу и внимательно подошли к выбору отделочных материалов.
Безусловно, МОПы, производящие впечатление, стоят дороже, чем привычные подъезды. Однако их «вес» в сметах на строительство обычно не превышает 1% от общей суммы. Это дает основания надеяться, что тренд на функциональность, удобство и красоту мест общего пользования в будущем продолжит набирать обороты.