О проектировании и архитектуре - Блог компании "МАЙ АРХИТЕКТС"

Путь самурая: 10 правил главного архитектора проектов

ГАП – это одновременно творческая личность и человек, отвечающий за баланс интересов всех участников проектирования. Он должен быть не просто высококлассным специалистом в своей области. Ему нужны знания в сфере экономики, аналитические способности и хорошие организаторские навыки, понимание психологии людей, коммуникативные способности и знания в сфере тайм-менеджмента. Своими размышлениями о профессии делится главный архитектор проекта архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» Роман Новиков.

Главный архитектор проекта архитектурного бюро «МАЙ АРХИТЕКТС» Роман Новиков

«Бусидо» в переводе с японского дословно означает «путь воина». Это одновременно кодекс чести, жизненная философия, свод правил и рекомендаций для самурая, представителя средневекового дворянства. Почему я вспомнил о нём, собираясь рассказывать о специфике работы главного архитектора проектов? Приведу несколько норм поведения в обществе и отношения самураев к своей жизни, ну а вы судите сами, насколько заповеди японских воинов и принципы работы специалистов по организации проектирования в архитектуре созвучны.

Спойлер: они действительно очень созвучны.


БУСИДО: Принимаемые решения и совершенные действия – отражение того, кто ты есть на самом деле.

Как самурай был обязан служить своему государству и императору или отдельной провинции и простым людям, так и главный архитектор проекта. Мы занимаемся разработкой планировочных решений, объёмно-пространственных форм зданий и фасадов. Проектируем кварталы и жилые дома, торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры, общественные здания. Можно сказать, что архитектор – это концептуальный создатель окружающей человека среды. Насколько она комфортна, безопасна, экологична, функциональна во многом зависит от знаний, опыта, способностей и художественного вкуса проектировщика.

Главный архитектор проекта - ключевая фигура в проектировании. Поэтому занимать эту позицию может только специалист, обладающий должным набором компетенций. В обязательном порядке требуется профессиональное образование по специальности «Архитектура», стаж работы по своему направлению не менее 8 лет, а при проектировании уникальных и особо сложных объектов - от 10 лет и более. Проще говоря, должна быть полностью отработана технология проектирования, а рука набита на определенных решениях.

У самурая в бою ведь не было времени думать о технике удара мечом, она отшлифовывалась годами тренировок. Так и у ГАПа все стадии проекта, состав документации, исходные данные и нормативы проектирования должны быть разложены в голове строго по полочкам, чтобы ничего не упустить из виду.

БУСИДО: Самурай отвечает за свои поступки, добровольно принимая на себя полную ответственность за содеянное.

Здесь просто процитирую должностную инструкцию: «Главный архитектор проекта (ГАП) относится к категории руководителей. Он осуществляет техническое руководство проектно-изыскательскими работами при проектировании объекта и авторский надзор за его строительством, вводом в действие и освоением проектных мощностей. Несет персональную ответственность (в отдельных случаях - уголовную) за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб организации».


БУСИДО: Самурая уважают не только за его силу в бою, но и за то, как он ведёт себя с другими людьми.

Не буду лукавить, ГАП не чертит проект самостоятельно. Вернее, он чертит проект самостоятельно, если кто-то из архитекторов не справляется со своей работой или не успевает к сроку. Основная задача главного архитектора – собрать команду профессиональных бойцов и добиться выполнения поставленных командованием целей.

ГАП составляет календарные планы выпуска документации по стадиям проектирования, согласует принятые архитектурно-планировочные и технические решения с заказчиком, формирует задания инженерам, технологам, субподрядным организациям и контролирует сроки и качество их выполнения, решает спорные вопросы и нейтрализует возникающие разногласия. И вот с этой позиции я бы добавил к чисто профессиональному инструментарию архитектора выдержку, дипломатический талант, умение хорошо и быстро считать, человечность и способность делать людей своими союзниками. Просто чтобы не выгореть на этой работе.

БУСИДО: Не надейся на то, что уже постиг, но просто реши для себя: «Этого недостаточно». Нужно всю жизнь искать новые способы, как следовать Пути. Нужно учиться, задавать разуму работу, ничего не оставляя без внимания. Такова суть Пути.

В профессии архитектора собраны очень разные виды деятельности. С одной стороны это художник, с другой – инженер и механик, хорошо разбирающийся в устройстве систем жизнеобеспечения. Он занимается графической работой, и в то же время постоянно держит в уме проектную себестоимость. В архитектуре есть известный постулат, который не меняется столетиями: польза, прочность, красота. То есть главный архитектор проекта должен применять на объектах конкурентоспособные решения и тут же оценивать их целесообразность по критерию технической оптимальности и экономической эффективности строительства и эксплуатации. Многозадачная работа и всегда разнообразная: здесь посчитал, там куда-то съездил, тут посидел и что-то придумал, фасады или планировки нарисовал, с коллегами пообщался. Рынок постоянно меняется, выходят новые материалы, технологии самого проектирования не стоят на месте. И каждый объект у тебя уникален. Сама профессия не потерпит остановки ГАПа на пути самосовершенствования, это точно.

БУСИДО: Никогда не думай, что есть что-то, что невозможно сделать. Встретив трудности не стоит беспокоиться, нужно смело и с радостью бросаться на их преодоление.

Бывает, когда получаешь исходные данные проекта, смотришь на них и думаешь, это же вообще невозможно реализовать. Но потом погружаешься в процесс эскизного проектирования, технической проработки, вычерчиваешь планировки и всегда находятся пути решения даже для самых заковыристых объектов. Не зря говорят, если что-то можно представить, значит, это можно сделать. И свои идеи можно отстоять, если заказчик поймет их экономическую целесообразность и эффективность. Но важно помнить, в архитектурном проектировании выигранной считается только та битва, которой удалось избежать. И мы переходим к следующему постулату бусидо.

БУСИДО: Исключительно важно высказывать собственное мнение и указывать людям на их ошибки. Перед высказыванием своего мнения сперва подумай, а твой собеседник в состоянии его принять? Затрагивая вещи, которые дороги ему, изыщи наилучший способ говорить о них так, чтобы тебя поняли правильно.

ГАП должен одновременно совмещать в себе стремление отстаивать свою позицию и иметь способность идти на компромисс. Как любит повторять один из мэтров современной отечественной архитектуры, у девелопера нет ничего общего с меценатом. Будет построено только то, что востребовано на рынке. И здесь очень важно не воевать с заказчиком, а увлекать своей идеей и работать в единой команде над ее реализацией.

Получается? Нет, далеко не всегда удается сделать девелопера своим союзником в реализации какого-то эстетического или технологического замысла. Но ответственность за то, как сложатся отношения архитектурного бюро с заказчиком, падает именно на ГАПа.

Поскольку застройщиков более всего интересует финансовый аспект проекта, они иногда начинают сопротивляться нормам проектирования – заузьте, уменьшите, уберите, дайте больше полезной площади. ГАП должен корректно, аргументированно, со ссылками на первоисточники, объяснить, что так, как от него требуется, делать нельзя. И в то же время, опираясь на те же пожарные, санитарные, технические и прочие нормы, найти решение задачи по приросту коммерчески привлекательных метров или оптимизации (в сторону увеличения) технико-экономических показателей проекта в целом. В любом случае надо организовать движение навстречу, сближение позиций. Ведь принцип «я так хочу/ не хочу» вызовет большие трудности на проекте. Не только для команды проектировщиков. Не забываем, что истинный самурай служит всему обществу, а главный архитектор проекта заботится о комфорте и безопасности жильцов проектируемого здания.

«Со спорщиком следует быть особенно внимательным, следует осекать его с помощью неоспоримой логики, однако твои слова не должны звучать грубо, высказывайся так, чтобы не разбудить в нем негодование», - учили древние японские мастера. И тут я полностью с ними согласен! Как минимум надо знать методики ведения деловых переговоров, уделять внимание их подготовке, уметь документировать результаты. Правила и порядок заключения договоров тоже в помощь. Ну а главное наше оружие в любом споре – нормы проектирования: ГОСТы, СанПиНы, ТУ, СНиПы и прочее, что так не любят изучать студенты в вузах.

БУСИДО: В первую очередь, Путь самурая заключается в твоем неведении – никто не знает, что может произойти. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать все возможности.

Неожиданности при проектировании многоквартирных домов и жилых комплексов бывают двух основных видов – доработки по требованию надзорных органов и изменения проекта по желанию заказчика. Ни в том, ни в другом случае заранее их предугадать невозможно. На одном из наших недавних объектов пришлось полностью перепроектировать фасады десяти домов (два микрорайона), потому что главный архитектор Московской области не пропустил фасады из фиброцементной плитки. Потребовалось её заменить на керамогранит на трёх первых этажах, а цоколь выполнять в натуральном камне, что привело к увеличению стоимости фасада зданий и пересмотру остальных позиций, чтобы удорожание строительства не сделало проект экономически невыгодным для Заказчика.

Или у самого девелопера меняется экономическая ситуация, он приходит с запросом – давайте все упрощать. В процессе проектирования это вообще рабочая ситуация. Проект может длиться целый год, и мы каждый месяц выдаем новое решение по оптимизации, вносим правки и корректировки, обсуждаем, согласовываем и снова вносим правки. Но бывает и такое, что проектная документация согласована и готова к отправке на экспертизу, а заказчик за день до сдачи заявляет, что ему нужен новый проект. Пример, кстати, тоже основан на реальных событиях. Тогда делаем глубокий вдох, потом медленный выдох, вспоминаем, что для истинного самурая считалось не достойным выдавать свое душевное волнение на публике, и говорим: «С чего начнем? Расширяем секции и размещаем балконы в шахматном порядке? Хорошо, но на доработку потребуется месяца два…»

БУСИДО: Если самурай сказал, что он что-то сделает, он это выполнит. Никто и ничто в этом мире не может помешать ему. Он не обязан «давать слово» – обещать или присягать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения.

Кстати, о сроках. Даже незначительное изменение проекта в архитектурной части влечет за собой переделку инженерии и конструктива, которым занимаются отдельные специалисты. Планировки на масштабном строительстве можно перечертить за несколько дней, а нагрузки по перекрытиям так быстро не пересчитаешь. Поэтому хороший самурай, то есть главный архитектор проекта, никогда не дает невыполнимых обещаний. Но если срок обозначен, это значит, что работа будет выполнена точно к дедлайну.

Именно поэтому в крупных компаниях, которые уже сделали себе имя на рынке, заказчикам выставляют сроки по нормативам, которые существовали в проектировании еще до компьютерной эры. Иногда про запас. В нашем архитектурном бюро работает другой подход. Мы опираемся на внутренний регламент системы управления проектами SMARTARCH и ту же самую работу способны выполнить в два раза быстрее. Но принцип – ГАП сказал, ГАП сделал, - работает в любом случае.

БУСИДО: Интенсивные тренировки делают самураев быстрыми и сильными. Они приобретают силу, которая должна использоваться на благо всем. У самурая есть сочувствие, поэтому он использует любую возможность, чтобы быть полезным для других.

Если обратите внимание, именитые мастера всегда с большим уважением и благодарностью вспоминают своих учителей и архитекторов, у которых работали прежде, чем отправиться в самостоятельное плавание. Главный архитектор проекта – это еще и наставник, поскольку обладает более широким кругозором и практическим опытом в профессии. Хороший ГАП делится своими знаниями с коллегами, помогает, объясняет, поддерживает, проявляя в самурайском смысле сострадание. Видишь, что молодой архитектор выдохся, нужна передышка, а из временной сетки проекта выпадать нельзя, подходишь и предлагаешь помощь, делаешь часть его работы. Это абсолютно нормальная практика.

БУСИДО: А если спросят, чем нужно обладать для того, чтобы стать самураем, то я скажу – разумом, человечностью и смелостью.

В разработке многоквартирных домов и жилых комплексов участвует несколько субпроектных организаций, работает большое количество разных специалистов. Но самые простые операции доверяют новичкам, недавним студентам архитектурных вузов, техникам-архитекторам. И бывает буквально пары дней достаточно пообщаться с молодежью, чтобы понять, из кого выйдет достойный проектировщик и в перспективе ГАП, а кто в профессии не удержится. Один стремится улучшать качество своей работы, учится, вопросами закидывает, чтобы арсенал знаний и навыков пополнить. Он не бросит свой проект и из чувства долга, и просто из самоуважения. Будет звонить, писать, интересоваться, сдана ли работа. А другой на проекте просто номер отбывает. Порой возникает вопрос, зачем ты вообще в эту профессию пошёл?

Самурайский кодекс гласил: «Те, у кого лишь материальные интересы на сердце, не испытывают чувства долга. А не испытывая чувства долга, не знают они и чувства самоуважения». Если кому-то такой подход кажется необоснованным, есть все основания задуматься, стоит ли вообще вступать на путь архитектора. Это очень сложная деятельность, напряженная, но тем она и интересна.

Не скажу, что среди коллег все поголовно мечтают занять позицию главного архитектора проекта. Есть товарищи, которых не мотивирует карьерное продвижение. Кто-то не хочет заниматься бумажной работой, кого-то останавливает необходимость одновременно щупать пульс на многих руках, подгонять коллег, исправлять чужие ошибки. Ну а согласование проекта – это вообще отдельная история, здесь всегда великое напряжение и нужна крепкая нервная система. Понимаю тех, кто хочет заниматься только архитектурной частью. Но реальность такова, что обычному архитектору никто не доверит решения, влияющие на весь проект целиком. Могут вежливо выслушать мнение, оценить видение, но прислушаются все же к руководителю. Для этого и нужно становиться ГАПом.

P.S.: Учение бусидо когда-то оказало огромное влияние на образ жизни всего японского народа. Этические взгляды самураев, такие как недопустимость лжи и малодушия, стойкость духа, благородство способствовали формированию в обществе атмосферы, где более всего ценится доверие. Уверен, эти идеалистические взгляды и сегодня актуальны, и их можно применить в отношении профессионалов любого дела. Схожей чертой у всех них будет внутренняя решимость следовать выбранному пути, постоянно совершенствоваться в своем деле и служить людям.